24.11.2017

Архивы

Навигация

Метки

Центральное черноземье. Дивногорье-Костомарово-Лиски-Воронеж-Задонск-Елец. Сентябрь 2009г.

15.11.2010 iLSi
После интереснейшего путешествия по Северу, в теплое и солнечное бабье лето нам захотелось поехать в сторону Юга, но времени было в обрез и наше путешествие ограничилось поездкой по центральному черноземью. В эти края мы планировали попасть уже давно, но все никак не получалось. Основными точками маршрута были несколько поселков Воронежской области и выехав в ночь к утру пролетев Воронеж мы направились в сторону Дивногорья. Дивногорье – заповедник и плато в Лискинском районе Воронежской области. Это сказочные и действительно дивные горы из мела, а если точнее меловые отложения примерно 80 метров глубиной. Верхний слой подвергается эрозии выветривания, в следствии чего в этих местах появились и сохранились меловые скалы – столбы – Большие и Малые Дивы. Первые упоминания о них относятся к 14 веку, а несколько веков назад в двух меловых скалах появились пещерные церкви. Согласно сохранившимся преданиям первыми строителями пещер были Киевские монахи Ксенофонт и Иосиф, и творили они с помощью кирки, топора и пилы. Когда приезжаешь туда, то ощущение что ты попал куда то в другое измерение, ну или по меньшей мере куда то очень далеко от привычных пейзажей центральной России. Пред началом экскурсии у нас было достаточно времени просто погулять и осмотреться. Великолепные пейзажи, красивый изгиб железной дороги, чудесная долина реки Тихая Сосна. На экскурсии мы посетили Церковь Сицилийской иконы Божьей матери. Нас заверили что это давно светское помещение музея, провели по разным ходам, показали келью, но фотографировать не разрешили… но конечно я не смогла удержаться от соблазна… Затем мы поднялись по ступеням еще выше и с высоты птичьего полета смогли рассмотреть все окресности. Осеннее буйство красок просто поражало своей палитрой, покидать это место не хотелось совсем, но прогулявшись пару километров до живописного каньона,  мы отправились дальше за 3 километра к Малым Дивам в сторону Дивногорского Успенского монастыря и еще одной меловой церкви. Честно говоря добраться туда не так то легко… Сначала  нужно долго спускаться по невероятно крутому склону и чтобы поближе рассмотреть церковь Иоанна Предтечи подняться по не менее крутой горе. От церкви открывается великолепный вид на главный комплекс основанного в 17 веке Дивногорского мужского монастыря На территорию зайти не удалось, но думаю там также ярко и красиво как и снаружи. Про то как мы поднимались по горе обраьно можно написать отдельный рассказ, но это было ужасно, ужасно, ужасно… Для неспортивного, неподготовленного, тогда еще курящего человека это очень тяжелый путь… ))))) Совершенно измученные, не спавшие почти сутки, мы немного подумав поехали в Лиски. Там напротив вокзала есть нормальная гостиница, с охраняемой стоянкой. И совсем за недорого у нас появился номер с вожделенными кроватями и даже телевизором. Уснули мы почти сразу… впереди нас ждали новые приключения… Хорошенько выспавшись в 9 утра, мы немного прогулявшись по Лискам. Мы направились в сторону Костомарово в Свято-Спасский собор. Маленькая деревушка Костомарово, Воронежской области, попадает далеко не на все карты местности. Но, несмотря на это, ее отличает необычный рельеф местности – меловые горы. Вокруг села они приобретают какое-то особое величие. Рядом расположен Свято-Спасский женский монастырь, который уже на протяжении многих лет вписан в справочник паломника. По преданиям, около двух тысяч лет назад сам Андрей Первозванный обратил на эти места свой взор. Он был послан на Восток для того, чтобы обращать скифские народы в христианскую веру… Стоя на вершине горы ему открылся вид поражающий своим сходством, с тем местом, где он был совсем недавно. Святой Андрей долго смотрел с болью в сердце на пейзаж, который так отчетливо напоминал ему Иерусалимскую землю. Это потрясло его до глубины души, и он поставил каменный крест на вершине одной меловой горы и основал там пещерный монастырь. Сегодня на Костомаровской Голгофе возвышается деревянный крест, а у подножия горы на фоне этого шедевра природы стоит монастырь – Свято-Спасская женская обитель. Место там благодатное, очень тихо, спокойно, душа отдыхает. Если сравнивать с Дивногорьем, то можно сказать так – там музей, а тут ощущение храма. Мы обошли всю территорию, спустились в пещеры отдохнули на лавочках, откуда открываются великолепнейшие виды. Хотели дойти до Голгофы, но так утомились, что нас хватило на пол пути. Как бы хорошо там не было, но нужно было возвращаться. У нас еще было много планов, и мы поехали в обратную сторону, в Воронеж. Там у нас по плану была встреча со знакомым и обзорная прогулка. По дороге мы заехали в поселок Девица, недалеко от него прямо через трассу над машинами и далеко в бесконечность простиралась лента с брошенными вагонетками, которые очевидно в разгар рабочего дня прямо с песком и щебнем остановились и больше никогда не заработали. Зрелище просто фантастическое и даже немного жутковатое. Задерживаться надолго там не хотелось, поэтому мы отправились к городу. Воронеж – административный центр Воронежской области, расположен на берегах Воронежского водохранилища реки Воронеж, примерно в 500 километрах от Москвы. Конечно побывав уже во многих городах, от Воронежа ждали намного больше, все таки один из крупнейших городов России, но прогулявшись, мы не увидели, ни особенной красоты, ни интересных достопримечательностей. Куча магазинов и в центре, несколько Макдональдсов, ну и ничем не примечательная набережная, вот в общем почти все что нам запомнилось. Уже смеркалось и мы решили заночевать в машине на трассе, потому как утром планировалась экскурсия в Рамонский Замок принцессы Ольденбургской. Проснулись мы рано и сразу решили поехать в Рамонь, очень хотелось кофе и чего-нибудь перекусить. Как назло все кафешки были закрыты и единственное место куда нам удалось попасть была столовая в самом поселке. Конечно мы выглядели странновато на машине с московскими номерами в такой глуши в такую рань, но находиться под пристальным вниманием местного населения нам не привыкать, поэтому мы с удовольствием позавтракали, столовской, но вполне вкусной едой. Около 10 утра открылся и музей, пока не было экскурсовода нам предложили обойти территорию и посмотреть на все с разных ракурсов. До революции В 1879 году император Александр II подарил Замок на свадьбу своей родственнице, светлейшей княгине Евгении Максимилиановне Романовской, герцогине Лейхтенбергской (по мужу — принцессе Ольденбургской ), имение в посёлке Рамонь Воронежской губернии. В 1883 году по проекту архитектора Христофора Нейслера началось возведение замка для супругов. За три года были возведены стены метровой толщины, а к 1887 году была завершена внутренняя отделка. Замок был построен в староанглийском стиле. Напротив дворца были построены ворота с башней и вмонтированными в нее часами швейцарской фирмы «Винтер», названный «свитским корпусом», так как там размещалась свита, сопровождавшая знатных особ, посещавших замок. Сама же принцесса тем временем обустраивала жизнь в селе. В частности, она построила первую в России конфетную фабрику с применением паровых машин, которая получила название «Паровая фабрика конфет и шоколада» и позднее стала прародительницей Воронежской кондитерской фабрики. Продукция фабрики имела международное признание. Также в селе появилась водонапорная башня, а рядом с ней — два дома для прислуги принцессы. Именно при ней была учреждена стипендия Её высочества принцессы Ольденбургской, появились столовая и лечебница для местных жителей и железная дорога. При этом в посёлок постоянно приезжали новые крестьяне. В итоге Рамонь стала расширяться и из захолустного поселения превратилась в довольно зажиточное. После Октябрьской революции хозяйка замка была вынуждена перебраться во Францию, а затем в Канаду, город Торонто. Имение было разорено неким управляющим по фамилии Кох. С 1917 года в нём по очереди располагались казарма, школа, больница, заводоуправление и т. д. В годы войны фашисты, узнав, что у хозяев замка немецкие корни, отказались его бомбить, разослав листовки: «Дворец бомбить не будем». Во время бомбардировок местные жители стали прятаться в нём. С конца 1970-х годов замок закрыт на реставрацию. Всё это время здание непригодно для эксплуатации, но несмотря на это в нём проводятся экскурсии. И вот когда уже появился экскурсовод (очень приятная, интересная женщина) нам поскорей хотелось попасть туда, полазить по старым комнатам и встретить какую-нибудь нечисть, о замке ходит много легенд, связанных с якобы живущими там привидениями. На входе у стенда нам рассказали вышеописанную историю замка, выдали фонарь и потому как все находится в крайне опасном аварийном состоянии. Мы конечно залезли везде где только смогли, даже по ветхой лестнице пробрались на крышу башни… Здорово, интересно, как будто на несколько мгновений вернулись в детство когда хотелось полазить везде где нельзя. Уезжали мы из Рамони с прекрасным настроением и с массой впечатлений. В общем на этом наше путешествие должно было закончиться, мы направлялись в Москву. Но по дороге нам не захотелось упустить возможность – побывать в Липецкой области. Первым по дороге оказался Задонск. Город был основан в 1979году на возвышенности в живописной местности на левом берегу реки Дон. Потрясающий, светлый, красивый город с множеством храмов. Мужской Богородицкий монастырь. Богородице-Тихоновский женский монастырь. Мы с удовольствием погуляли, отдохнули от дороги. Помимо храмов не обошлось без забавных (на наш взгляд) достопримечательностей. Я это фото назвала – «Между прошлым и будущим» Последней нашей отправной точкой стал Елец. Уездный городок, в общем и целом совершенно ничем не примечательный. Но  такой уютный, маленький и как будто не тронутый временем. Цветные симпатичные домики, мощеная мостовая… Если вы едете мимо и у вас есть пара часов свободного времени обязательно заверните туда прогуляться и отдохнуть. Вот так и закончилось наше путешествие по центральному черноземью… Нам понравилось. Места настолько интересные и необычные что непременно обязательны к посещению. P.S. При создании использовался материал со следующих сайтов: www.Wikipedia.ru www.wise-travel.ru www.12mesyatcev.ru

Поделиться в соц. сетях

В рубриках: Отчеты о поездках | 3 комментария

3 комментария

1. kyzma-46 пишет:

Очень понравился отчет. Сам люблю путешествовать. Такие отчеты очень хороши при выборе маршрута для путешествий

2. вера пишет:

большое спасибо за интересный и полезный рассказ! собираемся летом по этому же маршруту на велосипедах, и ваш отчет будет для нас путеводителем.

3. N пишет:

Прелестно.

Оставьте свой комментарий

Внимание: Комментарии модерируются, и это может вызвать задержку их публикации. Отправлять комментарий заново не требуется.